1. Главная
  2. /
  3. Новинки тифлологии 2018

Новинки тифлологии 2018

Календарь знаменательных и памятных дат [Текст]: из жизни и деятельности незрячих. 2019 год / Рос. гос. б-ка для слепых; [сост. Н.Д. Шапошникова]. - М.: РГБС, 2018. - 299 с.
В Календаре знаменательных и памятных дат на 2019 год собрана и систематизирована информация о знаменательных событиях из жизни и деятельности выдающихся незрячих и тифлологов, юбилейных годовщинах основания школ и библиотек для слепых и пр. Этот Календарь имеет не только рекомендательный, но и научно-вспомогательный  характер.  2019 год богат на события. На этот год приходятся юбилеи Луи Брайля (создателя рельефно-точечного письма для слепых), Лины По (незрячего скульптора), журнала «Наша жизнь» (специализированного издания для слепых и слабовидящих), Хорхе Луиса Борхеса (слабовидящего аргентинского прозаика, поэта, переводчика и публициста),  Марата Васильевича Бирючкова (незрячего журналиста и тифлолога) и др.. Данное издание адресовано работникам специальных библиотек для слепых, а также профессионалам, которые занимаются проблемами социокультурной реабилитацией инвалидов по зрению и их интеграции в общество.

Любимова, М.П. Столовый этикет и сервировка стола, адаптированное для людей с нарушением зрения [Текст]: метод. пособ / Марта Павловна Любимова; Рос. гос. б-ка для слепых. - М.: РГБС, 2018. - 59 с.; ил. - (Заочная школа для родителей).

Идея написания краткого методического пособия по столовому этикету, адаптированного для людей с нарушением зрения у автора возникла после того, как она неоднократно сталкивались с ситуациями, когда люди с глубоким нарушением зрения испытывали трудности в общественных местах во время приема пищи и т.д. Она часто слышали истории, когда будучи за границей на фуршетах людей просили покинуть стол, аргументируя это тем, что так, как вели себя люди за столом, вести не принято. И больше всего этих людей поражал не сам факт того, что их попросили покинуть застолье, а то, что в их родной стране, в специальной школе для детей с нарушением зрения которую они окончили, им никогда не говорили, что они едят не красиво и не правильно. Ситуация для людей с глубоким нарушением зрения усугубляется еще тем, что они не могут посмотреть как ведут себя за столом другие люди и не могут самостоятельно узнать как едят то или иное блюдо непосредственно во время застолья.

В своем методическом пособии Марта Любимова описывает самые элементарные и простые правила поведения за столом.

В издании поднимаются темы, которые чаще всего вызывают затруднения у слепых и слабовидящих детей и взрослых: как есть с помощью вилки и ножа; что делать, если ты не знаешь, как аккуратно съесть то или иное блюдо; как использовать текстильные салфетки и т.д. Пособие также содержит общие правила и советы, касающиеся того, как незрячим самостоятельно сервировать стол и как организовать застолье так, чтобы оно было комфортно для них. Например, какую посуду лучше выбрать, как удобнее ее расставить, как ухаживать за ней.

Издание адресовано людям с нарушением зрения, их родственникам и друзьям, а также педагогам, работающим с ними.

Романова, Т.  Ю. Лестница длиною в жизнь… [Текст] :  дневник мамы незрячего ребенка / Татьяна Юрьевна Романова; Рос. гос. б-ка для слепых. - М.: РГБС, 2018. - 89 с.; фото. - (Заочная школа для родителей).
Незрячий ребёнок - это обычный ребёнок, только лишённый зрения. Он стараниями родителей может вырасти зрелой, самостоятельной личностью, талантливым человеком, умелым работником, хорошим специалистом, любящим семьянином, хозяином своей жизни и судьбы.
Когда родители узнают, что их ребенок лишен способности видеть, как правило, это становится для них очень сильным ударом. Родители растеряны: они чаще всего просто не знают, что делать со слепым ребенком. Что же делать, когда такой малыш уже родился или потерял зрение позже?
Автор этой работы - мама ребенка с ретинопатией недоношенных, тифлопедагог. На страницах книги она делится опытом по развитию и воспитанию своей дочери от рождения до поступления в школу. Описывается опробованный ею индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку со светоощущением в процессе обучения и воспитания.
Т. Романова подробно описывает все этапы, через которые ей пришлось пройти в процессе воспитания дочери.
В книге пять глав: 1. Откуда в семье появился недоношенный ребенок. 2. Родильный дом. Психологическая атака на родителей. 3. Больница по выхаживанию младенцев. Диагноз «ретинопатия недоношенных». 4. Реабилитация с малых лет. Подразделение «Лекотека». 5. Детский сад. Наравне с окружающим миром. Интеграция. Инклюзия.
Информация проиллюстрирована в таблицах «Оценки умений и навыков в различных сферах развития от рождения до 1 года у ребенка с нарушениями зрения». В приложении даны игры и задания для развития детей дошкольного возраста, индивидуальная карта обследования ребенка (ПМПК) для тифлопедагогов.
Издание может быть полезно родителям незрячих детей, психологам, тифлопедагогам, студентам кафедр дефектологии, педагогики и психологии.