1. Главная
  2. /
  3. Новинки тифлологии 2022

Новинки тифлологии 2022

1. Денискина, В. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье : методическое пособие / Венера Денискина. - Москва : РГБС, 2021. - 96 с. ; 20 см. - (Заочная школа для родителей). – Текст: непосредственный

Автор этой книги — тифлопедагог, кандидат педагогических наук Венера Денискина — последовательно рассказывает о том, как, став в раннем детстве слепой с остаточным форменным (предметным) зрением, постепенно приобретала все умения и навыки для полноценной самостоятельной жизни. При этом, поскольку главным учителем во всём была её мама, акцент делается на приёмах воспитания, которые та интуитивно применяла на практике. Описанные методы могут и сейчас использовать родители незрячих детей, чтобы максимально сделать их автономными, а также тифлопедагоги в рамках своих консультаций. Основой издания стали несколько статей В. З. Денискиной, опубликованных в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 

2. Елфимова, Г. С. Иллюстрированная книга для незрячих детей: опыт Российской Государственной библиотеки для слепых / Галина Елфимова. - Москва : РГБС, 2021. - 72 с. – Текст: непосредственный. 

Книга Галины Сергеевны Елфимовой – заместителя директора Российской государственной библиотеки для слепых «Иллюстрированная книга для незрячих детей» посвящена роли иллюстраций в изданиях для незрячих людей, о том, к чему Российская государственная библиотека для слепых пришла за несколько десятилетий создания книг с рельефными иллюстрациями, о возможных направлениях развития такого явления как иллюстрированная книга для слепых и слабовидящих и интеграции его в библиотечное обслуживание.

3. Куликовская, Т. Логопедические скороговорки и считалки / Т. Куликовская. - Москва : Чинар, 2021. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих). – Текст: непосредственный. 

Книга известного логопеда Татьяны Куликовской. Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей. В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции. Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.

4. Полякова, Н.П. Методический практикум формирования лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка: методическое пособие / Надежда Петровна Полякова. - Москва : Логосвос, 2021. - 156 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих). - (В помощь учителю). – Текст: непосредственный. 

Пособие Надежды Петровны Поляковой соответствует требованиям современной программы по русскому языку для 5-9 классов, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно содержит конкретные рекомендации для учителей русского языка и литературы по применению коммуникативно-деятельностного, компетентностного, стимулирующего и развивающего подходов, методов обучения, частнодидактических и коррекционных принципов, адаптированных к особенностям незрячих детей. В пособии представлены апробированные на практике упражнения, задания и контрольно-измерительные материалы, используемых при формировании компенсаторных действий и лингвистической компетенции.

5. Солнцева, В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / Вера Солнцева, Татьяна Белова. - Москва : Чинар, 2021. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих). – Текст6 непосредственный.

Книга содержит задания и упражнения для развития двигательных и графомоторных навыков ребенка. Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений. Пособие предназначено для родителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

6. Хорошавина, Е. Библиотека без барьеров: инструкции и советы профессионалам по работе с особенными детьми : методическое пособие / Екатерина Хорошавина. - Москва : РГБС, 2021. - 76 с. – Текст: непосредственный. 

В пособии даны практические инструкции, советы по взаимодействию с особой категорией юных читателей и примеры успешной библиотечной работы. Практические советы, предложенные Екатериной Хорошавиной, будут полезны не только библиотекарям, но и социальным работникам, педагогам, волонтерам, чья деятельность так или иначе связана с работой с особенными детьми.