1. Главная
  2. /
  3. «Дневник разведчицы» Софья Аверичева (LKF)

«Дневник разведчицы» Софья Аверичева (LKF)

Эта книга сломала все мои представления о разведчицах. Еще недавно я была уверена, что во время Великой Отечественной войны разведчицы работали на оккупированных территориях и в тылу, тайно собирая информацию или организуя различные диверсии. О том, что разведчицы могут во время обстрела ползти на животе через болото, чтобы захватить в плен очередного «языка», я, честно говоря, не задумывалась.
Софья Петровна Аверичева, автор этого дневника, до войны была актрисой. Выступала в театре, играла Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, Ирину в «Трех сестрах» Чехова, ездила на гастроли, в газетах о ней отзывались, как о талантливой артистке. Когда началась война, Софья могла бы остаться в театральной труппе и вместе с другими актерами выступать во фронтовых бригадах на концертах, но она захотела пойти на фронт, и для этого получила военную специальность - прошла курсы мотоциклистов. Некоторое время спустя по указанию обкома комсомола Софья начала изучать оружие и немецкий язык - там решили, что она подходит для работы в тылу врага. В июне 1942 Софью все-таки направили на фронт - в формирующийся батальон Ярославской коммунистической дивизии. По просьбе самой Аверичевой, ее распределили в моторазведроту, к лейтенанту Докукину. Можно сказать, что это было совершенно особенное подразделение - разведчики-докукинцы, как они назывались, отличались храбростью, четко выполняли порученные им задания, внезапно появляясь в тылу и так же внезапно исчезая.  
Хотя автор дневника пишет легко и в будущее старается смотреть с оптимизмом,  читать, как умирают боевые товарищи и подруги Аверичевой, очень трудно. Да и тон дневника незаметно меняется, к 1943 году становится очевидно, что в Софье происходят перемены, она уже не та веселая девушка, которая в 1941 выступала на сцене театра.  
Несомненно, художественная книга и реальный дневник имеют ряд отличий, и самое, на мой взгляд, значительное - это то, что некоторые моменты для читателя дневника так и останутся тайной.