1. Главная
  2. /
  3. «И не сказал ни единого слова» Генрих Белль (LKF)

«И не сказал ни единого слова» Генрих Белль (LKF)

Есть мнение, что уныние – самый страшный смертный грех. Когда оно овладевает человеком, он уже ни на что не способен, равнодушие охватывает сердце и разум, и как неизбежный итог – равнодушие по отношению к другим. Я не верю в бога, я не верю в то, что есть самые страшные смертные грехи, а есть не очень. Но эта мысль об унынии, услышанная мной давным-давно, не дает мне покоя. Если у человека опускаются руки, если его поглощают апатия и тоска – это самое худшее? Неужели это хуже смерти?
В романе Генриха Бёлля главный герой согрешил. Он живет во власти всех этих чувств, он не может ответить на вопрос, зачем он живет и что ему делать дальше. А что случается с такими людьми? Варианта на самом деле два. Либо бог спасает их души, либо они сами.
Фред Богнер женат. У него трое детей. Когда он вернулся с войны, оказалось, что его дома больше нет, и ему пришлось ютиться долгие годы в очень маленькой комнате с картонными стенами, где слышно каждый вздох соседей по квартире. Он пил, бил своих детей от бессилия, ругался с женой, и, в конце концов, понял, что так продолжаться не может. Он больше не мог выносить замкнутое пространство бедности, всей этой нищеты, его охватывала бессильная ярость, которая выплескивалась на близких. Поэтому он ушел из дома.  
Скука, задумчивость, меланхолия – вот его постоянные спутники. Уныние – вот его смертный грех.
Генрих Бёлль написал роман о мирном времени. Но все в этом романе дышит войной. И руины до сих пор не отстроенного города, и покалеченные судьбы его персонажей, и те бомбы замедленного действия, что взрываются в душе главных героев Фреда и его жены.
«И не сказал ни единого слова» - роман психологический. Его читаешь не ради сюжета, не ради переживания чужой боли или сострадания. Он будто написан для того, чтобы человек не просто увидел эту чужую несчастную жизнь, но на несколько часов сам оказался на месте главного героя. «Кто поймет, тот все простит».  
Но чтобы простить его, чтобы перестать судить, надо оказаться здесь и сейчас в его шкуре. Посмотреть на окружающих людей его глазами. Может быть, тогда вы поймете? И может быть, даже простите.