1. Главная
  2. /
  3. «Москва-Вена-Москва, или хроника маменькиного сынка» Гаук Павел (мфк)

«Москва-Вена-Москва, или хроника маменькиного сынка» Гаук Павел (мфк)

Павел Гаук (он же Пауль Хауг) - придирчивый, завистливый, несправедливый, занудный мизантроп - написал книгу "Москва-Вена-Москва, или хроника маменькиного сынка", которую в припадке тщеславия решил назвать романом.

Разумеется, это никакой не роман, а очень подробные и пристрастные мемуары человека, который многие годы видел мир музыки и музыкантов с непарадной стороны. Детям знаменитых людей всегда стоит посочувствовать - ведь вместе с отраженным светом и житейскими привилегиями они получают на всю жизнь волчий билет, в котором написано "природа отдыхает", правда это или нет.

Гаук-сын не любит людей, но нелюбовь его наблюдательна и памятлива. На каждой из семисот пятидесяти страниц можно найти анекдоты, разоблачения, словесные портреты самых знаменитых музыкантов Советского Союза 50-х - 70-х годов: Рихтера, Мравинского, Гилельса, Светланова, Гидона Кремера, Спивакова. А также Лорина Маазеля, Рубинштейна, Клиберна, Горовица...

При всем том, что написана книга мелочно и ворчливо, это весьма занятное чтение. Например, история про дирижера Константина Иванова, который перед концертом нарочно распарывал свой фрак на спине, прихватывая прореху на живую нитку. В кульминационные моменты дирижер делал сильное движение, фрак разрывался, публика была в восторге. По словам Гаука, именно этот прием позволил ничтожному дирижеру получать ордена, звания и награды.

А эпизод про старух, которые дрались в фойе Малого зала Консерватории, доказывая, кто из них на самом деле настоящая любовница Рахманинова...

Пересыпая солью и перцем каждый абзац, Гаук, тем не менее, сделал то, чего не делал до него никто: сохранил и воссоздал в окарикатуренном виде огромный и пестрый мир музыкального закулисья. Настолько детально и подробно, что при всей корявости неотредактированного стиля перед тобой проносится настоящая, огромная и очень любопытная жизнь.