- Главная /
- «Тайная история» Донна Тартт (lkf)
«Тайная история» Донна Тартт (lkf)
Худший вид литературы, на мой взгляд. Не какая-нибудь забавная дребедень типа «Сумерек» или «Тайный мир шопоголика», а Литература с Претензией. Якобы интеллектуальная проза. Ну да. При том на все 700+ страниц книги не нашлось ни одной мысли, заставляющей задуматься, ни одной идеи или хоть сколько-нибудь интересного рассуждения. Философия древнегреческого мира, вроде бы заявленная в начале книги, исчезает из повествования также быстро, как и «мистический» учитель Джулиан. Но, в отличие от него, так и не возвращается. А автор прибегает в дальнейшем к проверенным приемчикам современной интеллектуальной литературы: замкнутый удушливый мирок, скандалы-интриги-расследования, МНОГО алкоголя, таблеточек, сигарет и кокаина, инцест (нет, ну правда, как без него-то), убийства и такие мистические-загадочные герои, говорящие между собой на древнегреческом! Место действия — некий колледж в Вермонте, а герои — его студенты. Но не какие-нибудь вам там обычные студентишки, учащиеся на врачей, инженеров или даже юристов. Увольте, какая серость. Эти прекрасные и самые-умные-не-такие-как-все учатся древним языкам и в минуты скуки переводят «Потерянный рай» Милтона на древнегреческий. Снобизм и пафос зашкаливает. Жители городка, в котором расположен колледж, остальные студенты, родители и люди в общем, глазами главного героя и его сотоварищей выглядят этакими туповатыми чукчами из анекдотов. Интеллект героев, однако, сводится в основном к тому, что они к месту и не к месту вставляют цитаты на разных языках или приплетают в разговор Толстого с Достоевским.
Интрига в романе настолько неприметна, что ее по сути и нет. Если в первой части еще немного интересно, что же заставило пять Интеллектуалов убить шестого, то во второй части — уже после убийства - интрига полностью растворяется в литрах виски и горах кокаина, которыми герои пытаются залить свои страхи. Собственно, кульминационный момент написан настолько слабо, что просто диву даешься. Ему отведено примерно 3 странички книжного пространства, в то время как описание не относящейся к сюжету телепередачи, например, заняло не меньше 3 листов. Покоробило, что в какой-то момент они сравнивают убийство своего собутыльника, совершенной с одной единственной целью спасти свои трусливые тушки от справедливой расплаты, с преступлением Раскольникова. То есть для автора эти поступки одного уровня? Особенно отвратильно отношение к смерти фермера. Не раскрывая сюжета, скажу, что более бездушных, лицемерных тварей еще поискать. Совпало, что до «Тайной историей» прочла «Долорес Клейборн» Кинга, которая по внешним признакам построена аналогично: повествование от лица убийцы, рассказывающей о событиях, приведших к преступлению, и его последствиях. Так вот Долорес — чистый ангел в сравнении с героями Донны Тартт.
Напоследок о совсем слабых местах книги. Для начала невероятный бред о том, что Джулиан (преподаватель наших интеллектуалов) учит принцессу-наследницу выдуманной страны Израм в изгнании. Потому что там революция и всю ее семью казнили террористы-джихадисты. В конце книги он еще едет учить принца из опять-таки выдуманной африканской страны. Чему, интересно? Древнегреческому?
Кроме того, на протяжении книги выясняется, что Джулиан дружил или был знаком с кучей знаменитостей. Джордж Оруэлл даже про него что-то умное сказал. Мда.
Еще один камень в сторону мастерства автора. В каждой сцене с участием главных героев они закуривают, достают из пачки, теребят сигарету, выдыхают дым, тушат бычки и т.д. и т.п. Правда, не преувеличиваю! В Каждой Сцене. «Они так умнее и загадочнее выглядят», — думалось автору.
Подводя итоги, совершенно необязательное, пустое произведение о бездушных недочеловеках.