- Главная /
- Электронная библиотека /
- Аннотированные обзоры /
- К 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова
К 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова
15 октября 2024 года исполняется 210 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Потомок выходца из Шотландии Георга Лермонта, взятого в плен при осаде крепости Белой в начале XVII в. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус», «Маскарад», “Боярин Орша”, «Мцыри», «Бородино», «Узник», «Демон», «Герой нашего времени» считаются шедеврами литературы.
Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Она является адресатом любовной лирики поэта.
Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.
«Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы» – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.
В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 27 июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть. Похоронили Лермонтова на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.
С полным списком книг, имеющихся в базе ЦГК библиотеки, Вы можете ознакомиться по ссылке Лермонтов М.
Жанр: Классика
Читает: Самойлова Г.
ББК: 84(2Рос=Рус)1
Размер: 40.63 Мб.
Длительность: 1:58:7
Аннотация:
«Люди и страсти» - одна из ранних драм Михаила Лермонтова (1830). В ней нашёл отражение семейный конфликт между отцом и бабушкой, обострившийся к 1830 году. Лермонтов переносит в драму и воспоминания о недавнем пребывании в Пансионе, прозрачно намекая на царивший среди воспитанников дух свободомыслия, а также на конфликт с начальством, очевидно, ставший причиной его ухода из Пансиона. Связь персонажей пьесы с их прототипами основана не на близости характеров, а на сходстве ситуаций. Рисуя участников семейной драмы, юный драматург поднимается до определенных обобщений, затрагивающих социальные отношения эпохи, философские настроения, судьбы молодых современников.
В драме Лермонтов поднимает антикрепостническую тему. Действие происходит в помещичьей усадьбе; бытовые сцены помогают понять психологию действующих лиц. Денежный расчет, определяющий распад семейных связей, эгоизм, черствость, извращенность родственных чувств предстают в драме как выражение социальных примет времени, следствие известных общественных отношений, а не просто дурных человеческих наклонностей и страстей.
Ознакомиться
Два брата (Самойлова Г.): [12+]
Жанр: Классика
Читает: Самойлова Г.
ББК: 84(2Рос=Рус)1
Размер: 22.27 Мб.
Длительность: 1:4:34
Аннотация:
Романтическая драма М. Ю. Лермонтова "Два брата" (1836) посвященна эпизоду взаимоотношений поэта с В. А. Лопухиной. В драме разоблачаются нравы светского общества, продажность и лицемерие так называемого большого света. В образах Дмитрия Петровича и князя Лиговского изображены люди, уверенные, что за деньги можно купить все — и любовь, и счастье. В основе сюжетной линии лежит встреча героя с любимой женщиной после её замужества. Вера Лиговская изменяет своему первому чувству и выходит замуж по расчету. Мотив измены возлюбленной, соблазнившейся богатством в положением в обществе, особенно волновал поэта. Именно в такой измене он обвинял любимую им с юных лет В. А. Лопухину.
В драме два главных героя — Александр и Юрий Радины. Оба они, смелые, страстные, вольнолюбивые, возвышаются над своей средой. Оба страдают от разочарования в любви, ревности, от пошлости и корыстолюбия окружающих их людей. Но Юрий доверчив и прямодушен, подобно героям ранних лермонтовских драм, тогда как Александр осторожен и скрытен, разочарования в жизни и людях сделали его жестоким и мстительным.
Ознакомиться
Жанр: Классика
Читает: Самойлова Г.
ББК: 84(2Рос=Рус)1
Размер: 42.3 Мб.
Длительность: 2:2:59
Аннотация:
В «Странном человеке» тема барского произвола, насилий, которые чинят помещики над крестьянами, бесправия крепостных зазвучала в полной мере. Факты издевательства помещиков над крестьянами, беззаконий и произвола вызывают у свободолюбивого юноши Владимира Арбенина горькие мысли о положении отечества, чувство негодования против крепостного права и социальной несправедливости вообще. Владение крепостными душами, возможность «менять людей на бумажки» и порожденные этим алчность, бессердечие, жестокость и цинизм предстают в драме как основа всего быта дворянского общества, внешне столь благоустроенного и блестящего.
Ознакомиться