29 января 2021 года исполняется 155 лет со дня рождения Р. Роллана
Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в Кламси (Бургундия), на юге Франции, в семье адвоката. В 1880 г. родители Роллана переехали в Париж, чтобы дать сыну хорошее образование. В 1886 г. окончил лицей Людовика Великого, продолжил высшее образование в Высшей нормальной школе в Париже, получив диплом историка.
В годы юности страстью Роллана была классическая музыка. Он отправился в Рим, где продолжал изучать историю, после чего у него возник интерес к созданию пьес о событиях и героях итальянского Возрождения. Также интересовался взглядами и творчеством Ф. Ницше и музыкой Р. Вагнера. Три года он изучал историю музыки, после чего написал работу «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти», которая стала первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене.
Сначала появились пьесы «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума». За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф». Главный герой книги — немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», с которым он состоял в переписке.
Потом были жизнеописания некоторых индийских мудрецов — «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие». Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» и в романе «Клерамбо».
В 1915 г. Роллан был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». В 1925—1933 гг. Роллан издал семитомный роман «Очарованная душа», посвященный проблеме женской эмансипации.
Гостил в СССР по приглашению А.М. Горького. Встречался со многими писателями, музыкантами, артистами.
Умер в Везеле (Франция) 30 декабря 1944 г.
С полным списком книг, имеющихся в базе ЦГК библиотеки, Вы можете ознакомиться по ссылке
Роллан Р.
ББК: 84(4Фра)
Размер: 669.71 Мб.
Длительность: 32:30:2
Аннотация:
С большой полнотой отразился путь идейных исканий автора после первой мировой войны и революционный исход этих исканий. Он воплотил в этом повествовании самые важные жизненные процессы эпохи: смерть старого мира и рождение нового, воссоздал пути и перепутья западных интеллигентов-правдоискателей, их заблуждения и прорывы к истине, их поражения и победы.
Роман «Очарованная душа» – вершина творчества Ромена Роллана. Основная проблема романа – пути и судьбы французской интеллигенции.
Художественно-философской осью цикла является взаимодействие внутреннего мира героев и внешних обстоятельств их бытия. Автор отдает приоритет не изображению событий жизни героев, а анализу их духовной вселенной.
Ознакомиться
ББК: 85.38
Размер: 18.65 Мб.
Длительность: 0:54:18
Аннотация:
Спектакль, рассказывающий о детстве будущего музыканта ,является инсценировкой первой книги роллановской эпопеи («Заря»). Тонко, с глубоким пониманием и большой задушевностью, Р.Роллан знакомит нас с внутренним миром ребенка, погружает в атмосферу первых творческих шагов героя. На известной гравюре друга Роллана художника Франца Мазереля – первого иллюстратора «Жана-Кристофа» - худенький малыш, стоя на цыпочках, старается дотянуться до подоконника. К чему он прислишивается ? К звону колоколов? Все манит маленького музыканта. Повсюду он слышит стройный ряд звуков. Им владеет восторг, который не угасает, для которого все служит пищей. И постепенно музыка становится любимым убежищем , хранительницей свободной , ничем не скованной мечты маленького Жана.Тайну таланта Жан-Кристофа Роллан видит не в навыках и способностях, он обнаруживает ее в глубинах его души. Неповторимость личности Кристофа – в его слиянии с природой, в его увлеченностью жизнью, в осознании того, что «все сущее есть музыка». Однако и на этом пути маленького героя ждут свои опасности. Отец подверг мальчика ( так это было и с Бетховеном) суровой муштре, мечтая извлечь выгоду из незаурядных способностей ребенка, что грозило превратить искусство в ремесло. И здесь явственно раскрывается взгляд Роллана на искусство как музыку сердца и правды. Однажды Кристоф пропел дяде Готфриду песню собственного сочинения . Неожиданно для себя он услышал: «Как это плохо» Бедный мой Кристоф, как это плохо!» И на все вопросы растерянного ребенка дядя отвечал: «Чем плохо?..Не знаю...Погоди... Это плохо прежде всего потому, что глупо... Это глупо... Это ничего не значит... Вот. Когда ты это писал, тебе нечего было сказать.» Кристоф задумывается над этими словами. Стало быть сочинять, творить музыку – это вовсе не значит лишь выразить свое настроение, пропеть полюбившися мотив. Оказывается, надо учиться не искусству сочетания звуков, а другому искусству – умению выражать себя. И Жан-Кристоф со временем должен непременно открыть в себе это великое умение – понимать себя через искусство, нести свою душу людям,научить их своей правде.
Ознакомиться
ББК: 84(4Фра)
Размер: 69.19 Мб.
Длительность: 3:21:29
Аннотация:
Одну из повестей своей незаконченной серии "Жизнь великих людей" Ромен Роллан посвятил человеку, перед которым преклонялся всю жизнь. Романтизированный облик Бетховена, проступающий на страницах этой повести, является не столько документальным портретом композитора, сколько неким идеалом совершенного (в понимании Роллана) Человека и Творца.
Ознакомиться