15 января 2022 года исполняется 400 лет со дня рождения Ж.-Б. Мольера
Жан-Батист Поклен появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.
Мать мальчика скончалась, когда ему едва исполнилось 10 лет, и отец определил сына в престижный колледж, где Жан-Батист прилежно изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки.
По окончании колледжа, воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.
В возрасте 21 года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.
Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.
Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.
Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась славы и признания, и в 1658 году по приглашению брата короля оказалась в Париже. Актерам выпала невиданная честь – выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.
Комедия «Влюбленный доктор» вызвала невероятный фурор среди парижской аристократии, предопределив судьбу комедиантов. Король предоставил им в полное распоряжение придворный театр, на подмостках которого они выступали в течение трех лет, а затем перешли в театр Пале-Рояль.
Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость».
Мольер связал себя узами брака в возрасте 40 лет. Его избранницей стала Арманда Бежар, которая была вдвое младше мужа. Свадебная церемония состоялась в 1662 году, и на ней присутствовали лишь самые близкие родственники молодоженов.
Арманда подарила супругу троих детей, однако их брак не был счастливым: сказывалась большая разница в возрасте, привычках, характерах.
На сцене, где Жан-Батист играл в пьесе «Мнимый больной», ему неожиданно стало плохо. Родные успели привезти его домой, где он скончался спустя пару часов, 17 февраля 1673 года. Архиепископ Парижа категорически отказался хоронить Жан-Батиста, поскольку тот всю жизнь слыл грешником и перед смертью не успел покаяться. И только вмешательство короля повлияло на исход дела: Мольер был похоронен ночью за оградой кладбища Святого Петра.
С полным списком книг, имеющихся в базе ЦГК библиотеки, Вы можете ознакомиться по ссылке
Мольер Ж.
ББК: 84(4Фра)
Размер: 65.23 Мб.
Длительность: 3:9:36
Аннотация:
Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Граф Дорант, бравший в займы денег у Журдена, был влюблён в аристократку, маркизу Доримену. Журден, стремясь казаться выше и завоевать расположение графа, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши? и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана, который на самом деле переодетый турком Клеонт.
Ознакомиться
ББК: 84(4Фра)
Размер: 48.59 Мб.
Длительность: 2:21:15
Аннотация:
Действие происходит в Париже, в доме Оргона. В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, учёный, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон неосмотрительно поручает ему на хранение кассу мятежников и переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство короля, под которым подразумевался Людовик XIV, за пять минут до финала наводящего справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощён, его семье возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией.
Ознакомиться
ББК: 84(4Фра)
Размер: 34.8 Мб.
Длительность: 1:41:4
Аннотация:
В отсутствие родителей Октав, сын Арганта, и Леандр, сын Жеронта, влюбились: первый — в Гиацинту, бедную девушку неизвестного происхождения, на которой он только что женился, а второй — в молодую цыганку Зербинетту.
Теперь родители возвращаются в Неаполь, и у каждого свои брачные планы относительно своих сыновей. Октав, опасаясь гнева отца, умоляет о помощи Скапена, слугу Леандра. После долгих уговоров Скапен соглашается.
Аргант передаёт Жеронту слова Скапена о проступке Леандра. Леандр, плохо принятый своим отцом, наказывает слугу за измену. Но вскоре он оставляет свой гнев и вновь умоляет о помощи: ведь ему нужно заплатить цыганам выкуп за Зербинетту.
Хитростью Скапен вымогает деньги у стариков. Но, кроме того, он хочет отомстить Жеронту за то, что тот выдал его Леандру. С помощью уловки он сажает Жеронта в мешок и избивает его палкой. Старики хотят жестоко наказать Скапена за обман, но неожиданно выясняется, что Зербинетта на самом деле похищенная цыганами дочь Арганта, а Гиацинта — чудесно спасённая после кораблекрушения дочь Жеронта. Таким образом, все устраивается, а Скапен, притворившись умирающим, вымаливает у всех прощения.
Ознакомиться