1. Главная
  2. /
  3. Новинки тифлологии 2024

Новинки тифлологии 2024

1. Коррекция познавательного развития дошкольников с нарушениями зрения в проектной деятельности ДОУ [Текст] : учебно-методическое пособие / Государственное бюджетное учреждение Региональный центр психолого-педагогической, медицинский и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования (ГБУ ЦДК СПб), Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ; ред.-сост. Л. В. Фомичева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, 2022. - 102 [2] с. : цв. ил.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Желание искать истину распространяется на все сферы деятельности ребенка. Современные дети- более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. В процессе обучения необходимо поддерживать познавательную активность детей, создавать условия для самостоятельного поиска. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Как способствовать развитию детей с проблемами зрения даны практические советы в сборнике «Коррекция познавательного развития дошкольников с нарушениями зрения в проектной деятельности ДОУ».

2. Повести о слепых Ги де Мопассана и Герберта Уэллса [Текст] . - Санкт-Петербург : СПб ГБУК "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих", 2018. - 76 с. ; 16 см. - (Издание для слабовидящих).

Содержание: Ги де Мопассан «Слепой»; Герберт Уэллс «Стран слепых».

3. Рассказы о слепых Александра Грина и Юрия Казакова [Текст] . - Санкт-Петербург : СПб ГБУК "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих", 2018. - 51 с. ; 16 см. - (Издание для слабовидящих).

Содержание: А. Грин «Ужасное зрение»; Ю. Казаков «Артур - гончий пёс».

4. Ребёнок с глубоким нарушением зрения - обучение и воспитание в специализированном детском саду [Текст] : из опыта сотрудников ГБДОУ №53 Центрального района г. Санкт-Петербурга / Государственное бюджетное учреждение Региональный центр психолого-педагогической, медицинский и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования (ГБУ ЦДК СПб), Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 компенсирующего вида для детей со зрительной патологией "Консультативно-практический центр для детей со зрительной патологией" ; . ред. и сост. С. Г. Генкина. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, 2022. - 140[2] с. : цв. ил.

5. Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля. Начальная школа [Текст] : практическое руководство / сост.: В. З. Денискина, Н. П. Шведова. - Москва : Логосвос, 2023. - 204 с. ; 26 см. - (Издание для слабовидящих).

Практическое руководство «Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля. Начальная школа» вышло в ИПТК «Логосвос». Это издание, подготовленное в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; оно исправлено и дополнено. Составителями пособия являются авторитетные тифлопедагоги Венера Закировна Денискина и Наталья Петровна Шведова. В книге представлены основные сведения для обучения письму и чтению с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Эти материалы необходимы учителям образовательных учреждений, где обучаются дети с нарушениями зрения. Пособие также пригодится реабилитологам, которые занимаются с ослепшими взрослыми. Издание содержит изображения рельефно-точечным шрифтом Брайля русского, латинского и греческого алфавитов, цифр и знаков математических действий, единиц измерения длины и других величин. Отдельные главы посвящены морфемному и синтаксическому разбору на уроках русского языка, а также правилам оформления письменных текстов.  Приведены примеры оформления математических записей. Кроме того, в книгу включены методические статьи по развитию навыков письма и чтения у слепых школьников.

6. Сборник методических статей преподавателей музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей к 25-летию со дня основания музыкальных классов [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. В. А. Демченко ; ред. В. В. Гуляева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры " Государственная библиотека для слепых и слабовидящих", 2017. - 28 с.

Содержание: О.Г.Наумова, А.А. Говорова, В.А. Демченко «Особенности обучения музыки слабовидящих детей»; О.Г.Наумова «Специфика обучения слепых детей игре на фортепиано»; А.А. Говорова, В.А. Демченко «Изучение нотной грамоты по системе Брайля: основные проблемы и пути их решения».

7. Слепые герои Максима Горького [Текст] . - Санкт-Петербург : СПб ГБУК "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих", 2018. - 37 с. ; 16 см. - (Издание для слабовидящих).

Содержание: «Баллада о графине Элен де Курси, украшенная различными сентенциями, среди которых есть весьма забавные; «Песня о слепых», «хан и его сын».

8. Тактильные книги: читаем, смотрим, шьем [Текст] / авт.-сост.: В. В. Сперанская, Р. В. Феоктистова ; науч. ред. А. Н. Анисимова ; ред. В. В. Гуляева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, 2022. - 46[2] с.  

Это учебно-методическое пособие адресовано, прежде всего, специалистам библиотек для слепых, волонтерам, тифлопедагогам, а также людям, желающим оказать поддержку незрячим и слабовидящим детям в познании окружающего мира. Составителями рассказано, что такое тактильная книга, методы и этапы ее создания. А также о развитии навыков чтения тактильных книг детьми с проблемами зрения В конце издания представлены материалы по мастер-классу «Создание тактильной книги «Игрушки» Агнии Барто с выкройками.

9. Формирование информационной доступности для инвалидов по зрению: опыт, проблемы и пути их решения [Текст] : учебно-методическое пособие / Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское бюджетное учреждение "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов". Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих" ; сост. Л. Г. Рябцева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов", 2017. - 44 с. ; цв. ил.

В сборнике представлены статьи, раскрывающие нормативно-правовые основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов по зрению и практический опыт по созданию для них безбарьерной среды в государственных бюджетных учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга. Материалы представляют интерес для специалистов социальных, образовательных, реабилитационных структур и общественных организаций, работающих над созданием безбарьерной среды для слепых и слабовидящих, а также для лиц имеющих ограниченные возможности здоровья.
Содержание: Э.Н. Асылгараева «Альтернативные форматы предоставления информации для людей с нарушением зрения: актуальные вопросы»; А.В. Потемкина «Доступность образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья в Российском государственном педагогическом университет им. А.М. Герцена»; И.А. Веревкин, В.В. Калинина «Организация обеспечения информационной доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов по зрению в ГАСУ СО «Психоневрологический интернат № 10» им. В.Г. Горденчука»; С.С. Баталова «Адаптация веб-сайтов для обеспечения доступа к онлайн-ресурсам людям с проблемами зрительного восприятия»; Е.Б. Седова «Обеспечение доступности информационного фонда библиотеки для инвалидов по зрению с помощью электронных библиотечных систем»; О.И. Ястребова «Трудности в предоставлении информации незрячим и слабовидящим, способы их преодоления».