- Главная /
- Электронная библиотека /
- Аннотированные обзоры /
- К 300-летию со дня рождения Карло Гоцци
К 300-летию со дня рождения Карло Гоцци
13 декабря 2020 года исполняется 300 лет со дня рождения К. Гоцци
Карло Гоцци родился 13 декабря 1720 года в городе Венеция, Италия. Мальчик появился на свет в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. В поисках средств к существованию в возрасте шестнадцати лет записался в армию, действовавшую в Далмации.
Через три года вернулся в Венецию. Написал несколько сатирических произведений: стихи и памфлеты, обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество, Академию Гранеллески.
В борьбе с просветительской литературой К. Гольдони Гоцци создал оригинальный жанр театральной сказки — фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и принципы комедии дель арте (где персонажи — типовые «маски», переходящие из одной пьесы в другую): «Любовь к трём апельсинам», «Ворон» (обе 1761 г.); «Король-олень», «Турандот» (обе 1762 г.); «Зелёная птичка» (1765 г.) и др.
Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, который находился тогда в зените славы, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр: фьябу, или трагикомическую сказку для театра.
В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок: Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы, а трагического, конфликт главных действующих лиц. Историю этой сказки использовал великий российский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев для своей оперы «Любовь к трем апельсинам».
«Любовь к трем апельсинам» написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци. Успех произведения оказался потрясающим, равно как и успех последующих фьяб.
«Любовь к трем апельсинам» являлась почти что целиком импровизационной. Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом. Фьябы Гоцци имеют огромную известность. Покоренный талантом Гоцци, Фридрих Шиллер переделал для сцены Веймарского театра «Турандот», эту, пожалуй, лучшую вещь итальянского писателя.
Для фьяб Гоцци характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, смешение архаичного литературного языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти и вместе с тем призваны были воспитывать низшие сословия в духе религии и слепого повиновения государям.
Оставив написание фьяб около 1765 года, Гоцци не оставил пера. Однако двадцать три пьесы в манере комедии плаща и шпаги принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары». Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет, когда не стало Венецианской республики, уничтоженной французским императором Наполеоном.
Карло Гоцци скончался 4 апреля 1806 года в Венеции возрасте восьмидесяти пяти лет. Похоронен великий итальянский писатель в венецианской церкви Сан-Кассиано.
Жанр: СпектаклиББК: 85.38Размер: 44.88 Мб.Длительность: 2:10:19Аннотация: Сюжет «Турандот» заимствован из персидских сказок и представляет один из вариантов широко распространенного в мировом фольклоре мотива брачных загадок, предлагаемых невестой ее женихам, причем побежденные в состязании женихи платят головой. Герой пьесы татарский принц Калаф готов идти на смерть, чтобы добиться любви прекрасной китайской принцессы Турандот.
Ознакомиться