1. Главная
  2. /
  3. Снегурочка

Снегурочка

Пьеса-юбиляр «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайному обстоятельству: помещение Малого театра в 1873 году было закрыто на ремонт. И драматические спектакли «давали» на сцене Большого театра. Кому-то пришла в голову идея поставить такое произведение, где сразу были бы задействованы все артисты. Идея понравилась дирекции театра. Обратились к Александру Островскому с просьбой написать что-нибудь зрелищное, чтобы можно было одновременно и петь, и танцевать. Он в тот момент был увлечён русским фольклором, поэтому в основу пьесы была положена сказка о Снегурочке. Музыку написал тогда еще молодой П.И. Чайковский. Написал быстро – за три недели, точно поняв Островского, как писателя-драматурга. В основе пьесы – любовь. Снегурочка хочет полюбить, пусть даже ценой собственной жизни. Всё в пьесе происходило, как в обычной жизни. Но потом появились существа неодушевлённые – Ярило, Весна. Тут есть и описание языческих обрядов. В основе сюжета — русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н. Афанасьева. Ещё одно новшество для Островского: он пишет пьесу стихами, без рифмы, но ритмично. Но не только русские сказки использованы в пьесе. Сама идея любви Весны и Мороза взята из украинских народных сказок. Премьера не принесла успеха пьесе. Критики были недовольны: какие-то не понятные существа на сцене… Истинная причина неуспеха до конца так и не раскрыта. Даже Н.А. Некрасов негативно оценил пьесу. Единственный, кто хвалили пьесу, был Ф.М. Достоевский. Но на этом судьба пьесы не закончилась. В 1881 году композитор Н.А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка». Опера была поставлена в Петербурге в 1882 году, затем в Москве, на сцене частной оперы С. И. Мамонтова в 1885-м. На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года. Этот музыкальный вариант «Снегурочки» оказался популярным и пришелся публике и критикам по душе.